На фотографии, сделанной в начале 40-х годов прошлого века, работники Хоботовского крахмалопаточного завода. Среди них люди, которые, рискуя собственной жизнью, 26 ноября 1941 года спасали от уничтожения вражескими немецкими бомбами 30 вагонов со снарядами и 3 цистерны с бензином. Работами по спасению вагонов руководили первый «красный» директор завода Семён Фёдорович Каплин (в центре снимка, во втором ряду, с дочерью на коленях) и начальник железнодорожного транспорта завода Василий Иванович Бородин (в третьем ряду, позади директора).
Историю посёлка Заводской и Хоботовского крахмалопаточного завода много лет изучал местный краевед Борис Мазин. Исследователя уже нет в живых, но остались его работы, опубликованные на сайте местной школы и в районной газете «Вестник».
«События 26 ноября 1941 года – эхо войны на первомайской земле. Крахмалопаточный завод имел большое значение как для тыла, так и для фронта. Отход производства – мезга – помогала выживать местным жителям. А от станции Хоботово через лес к заводу вела железнодорожная ветка, на которой прятали от врага важные грузы. К этому времени на железнодорожной ветке «Хоботово-крахмалопаточный завод» скопилось 30 вагонов со снарядами и 3 цистерны с бензином. Они предназначалось защитникам Москвы. Под прикрытием леса каждый локомотив упирался в последний вагон предыдущего эшелона», – писал Борис Мазин.
26 ноября 1941 года в 12 часов вражеские самолёты совершили налёт на Хоботовский район (в настоящее время – это территория Первомайского района) и сбросили фугасные бомбы. Две из них упали в районе железнодорожной станции Бригадирская, но не разорвались, а зарылись в землю. Следующие шесть фугасок сбросили на эшелон со снарядами и цистернами с бензином в двух километрах от станции Хоботово. Четыре разорвались около полотна железной дороги, но не причинили вреда. Пятая попала в 20-тонный вагон со снарядами. От прямого попадания загорелись вагоны, стали рваться снаряды. Чтобы спасти груз, со станции Бригадирская перегнали паровоз. Однако путь ему был перекрыт рвущимися снарядами. Для сцепки вагоны надо было отодвигать в сторону завода. Решили откатывать их вручную. Каждый вагон сталкивали с места и катили несколько сот метров до высшей точки пути, после которой он уже сам катился под уклон. Первый вагон так быстро разогнали, что он сошёл с рельсов – башмак не удержал. Остальные откатывали уже с учётом первой ошибки. Под непрерывной канонадой разрывавшихся снарядов, свист осколков и бушевавшее пламя удалось спасти 25 вагонов со снарядами. В результате вражеского налёта взорвались всего четыре вагона со снарядами и был повреждён путь на железнодорожной ветке. Человеческих жертв не было. Историю этих событий не изучают в школе, но жители посёлка Заводской и села Иловай-Бригадирское Первомайского района её бережно хранят.